Ки-ай

«Голос обладает жизнью. С помощью голоса мы можем управлять огнем, ветром и волнами. Голос передает энергию.»

Миямото Мусаси «Книга пяти колец»

Слово «Ки-ай» состоит из двух частей и записывается иероглифами: «Ки» и «Ай». «Ки» (по-китайски «ци») означает воздух, дух, вселенская энергия, жизненная сила. Второй иероглиф — «Ай» имеет значение (соединять, объединять, договориться). Таким образом, слово «Ки-ай» означает «соединять (объединять) жизненную энергию».
Искусство каратэ-до стремиться координировать умственную и физическую энергии, для объединения духа и тела во время выполнения действия.

«Результатом базовой тренировки в любом искусстве становятся сильные, гибкие, здоровые и расслабленные тело и ум, а также высокая и скоорди­нированная жизненная энергия. Там, где энергия нетренированного человека будет спорадической и фрагментарной, энергия правильно тренированного человека будет целостной и глубокой.

Это ощущение сложно описать словами, но почти каждый сталкивался с ним. Например, вы находитесь в большой группе людей и интуитивно выделя­ете одного из них из общей массы. Он не производит шума, не бросается в глаза своим вычурным видом, он может просто тихо стоять в стороне, но почему-то именно на нем будет сконцентрировано внимание присутствующих. Это чело­век с необычно высоким уровнем Ки.

Как уже говорилось раньше, каждое живое существо обладает Ки. Высокий уровень Ки называют Ки-ай. Человек, обладающий Ки-ай, кажется переполнен­ным жизнью.

Для Ки-ай требуются две вещи: первое, эффективность системы должна быть достаточно высокой, чтобы позволить Ки расти; второе, должна сущест­вовать позитивная обратная связь. Если в системе слишком много помех или нет достаточного позитивного обратного вклада, то энергия в ней не сможет увеличиваться. Вы уменьшаете количество помех в своем теле, практикуя тех­ники до тех пор, пока не начинаете выполнять их с максимальной эффектив­ностью. Успех приносит позитивную обратную связь. Когда вы начинаете атаку и видите, что все факторы вашей техники настолько совершенны, что она завершится успехом, вы испытываете позитивные чувства. После того как техника успешно завершена, и вы вышли из поединка невредимым, у вас вновь возникает позитивное чувство. Эти приливы эмоций мы называем Ки-ай.

Часто говорят, что Ки-ай — это крик, использующийся для того, чтобы привести в замешательство своего врага, или нечто похожее на звук усилия, совершаемого при подъеме чего-то тяжелого. Это не так! И хотя звук Ки-ай может вырваться от усилия при выполнении техники и напугать при этом вашего противника, это не имеет ничего общего с подлинным значением этого слова. Ки-ай часто ассоциируется с голосовым звуком, но это не обязательное условие. Есть такая вещь, о существовании которой мало кто догадывается — безмолвный Киай.

Если вы еще раз рассмотрите причины Киай, то заметите, что во время атаки и во время отступления возникают моменты наибольшей интенсивности. Именно здесь возникает этот звук.

Традиционные школы используют звуки «эй!» и «аа!» для обозначения этих моментов. Некоторые также используют звук «то!» для обозначения безопасного отхода после неудавшейся атаки. Эти звуки чисто символи­ческие, они не являются настоящим Киай.

Не существует Ки-ай, синхронизированного с моментом удара. Подлинный Киай — это крик экзальтации; вы чувствуете себя настолько хорошо, что должны издать звук. Это очень сильно отличается от криков начинающих учеников боевых искусств. Они видели только внеш­ние формы Ки-ай и, не понимая его сущности, пытаются копировать его.

Если Ки-ай выполняется с максимальной эффективностью, то он имеет уни­кальный звучание —такую чистоту и глубину тона, что кажется, будто он идет из глубины живота. И наоборот, имитация Ки-ай новичка, несмотря на то что она может быть достаточно громкой, будет резкой —показатель того, что звук идет из горла. Подлинный Ки-ай похож на тренированный голос оперного певца —даже мягкий он будет обладать гораздо более широким диапазоном и глубиной проникновения, чем Ки-ай новичка. Настоящий Ки-ай имеет диапазон от низкого стона до высокого отрывистого звука. В любом случае он редко звучит по-человечески. Впервые услышав его, вы почувствуете, как волосы у вас на затылке встают дыбом.

Развитие Ки-ай — длительный и болезненный процесс. Вы начинаете с того, что выбираете определенную технику и практикуете несколько лет, до тех пор, пока не доведете ее до совершенства. Для того чтобы добиться удовлетвори­тельных результатов, вам понадобится как минимум десять тысяч повторений этой техники.

Занимаясь повторением техник (рэнсю), вы должны довести себя до точки полного изнеможения и пойти дальше. Когда вы свежи, очень легко добавить к технике немного лишней силы, но, когда вы утомлены, ваше тело будет инстинктивно искать самый легкий путь. Он также будет и самым эффектив­ным путем. Тренируясь до изнеможения и преодолевая это изнеможение, вы избавитесь от всех ненужных движений. Очень важно, чтобы вовремя выпол­нения техники вы не видоизменяли ее. Для этого необходим хороший инструк­тор. Поскольку такой человек будет знать пределы ваших возможностей, то он сможет безболезненно вывести вас за эти пределы и одновременно с этим проследит за тем, чтобы стиль не приносился в жертву количеству. Когда вы физически овладеете техникой, то будете готовы ко второй стадии: практике с партнером. Здесь вы должны будете практиковать применение техники в контролируемых условиях. Вы должны начинать мягко и медленно, и, по мере развития вашей силы, партнер должен постепенно увеличивать свое сопротивление. И однажды вы выполните технику идеально при максималь­ном сопротивлении. Другими словами, вы выполните ее в реальной ситуации, или, по крайней мере, настолько реальной, насколько это возможно в додзё. Когда это произойдет, вы почувствуете огромный прилив эмоций, и вашу технику дополнит крик радости.

Заметьте, ваш Ки-ай — это эмоциональная реакция на физическое событие. Очевидно, чтобы усилить интенсивность Ки-ай, вы должны усилить интенсив­ность события. Первое, что вы можете сделать более интенсивным, — это сама ситуация. Настоящее сражение или большое соревнование с тысячами зрите­лей вызовут высокий уровень напряжения, в результате ваш Ки-ай будет гораз­до сильнее, чем тот, который возникает во время контролируемой ситуации в додзё.

Качество техники также имеет огромное значение. Случайная победа при­носит облегчение, а не Ки-ай. Только если вы победите благодаря технике, которая настолько совершенна и красива, что ваш противник не в силах ей противостоять, вы испытает чувство восторга.

В Киай захватывает больше всего то, что он выходит далеко за пределы того, что большинство людей считает нормальным. Когда вы достигаете Ки-ай, к чувству восторга примешивается ощущение огромной силы. Это вызывает цепную реакцию. Благодаря ощущению силы вы немного расслабляетесь —вы теперь настолько хороши, что вам больше не нужно стараться изо всех сил. Это расслабление приводит к еще большей эффективности. В результате вы полу­чаете позитивную обратную связь.

Хотя потенциальная сила, генерируемая Ки-ай, может на первый взгляд показаться безграничной, в реальности же она ограничена вашим физическим состоянием. Старший ученик с хорошо развитым Ки-ай, вынужденный по той или иной причине прервать свои тренировки, может с легкостью уложить себя в больницу, вырабатывая больше энергии, чем нужно его телу. Поскольку он почувствовал свою истинную силу, то его больше не останавливает инстинк­тивное стремление обычного человека сдерживать себя.

Еще одна интересная особенность Ки-ай заключается в том, что если однаж­ды его почувствовать, то он перестает казаться чем-то сверхъестественным и становится нормальным и правильным способом выполнения любой техники; Ки-ай выглядит чем-то особенным только для постороннего наблюдателя.»

(Fredrick J. Lovret)