Заншин

«В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. 
И в схватке, и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен.
Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным.»

Миямото Мусаси «Книга пяти колец»

Заншин – (Концентрация, бдительность) это внимание и готовность продолжать борьбу для достижения окончательного успеха. Практика Заншин значит: не оставлять без бдительного контроля противника, даже если вы полагаете, что выиграли; сохранять безопасную дистанцию и готовность (Сисэй), позволяющую выполнять необходимые действия в нужный момент; оставаться бдительным и сосредоточенным.

Японцы называют Заншин «всевидящее сознание» (как Луна). Это состояние полного осознания, которое позволяет оценить ситуацию не только глазами, но и интуитивным восприятием предстоящих событий, где исключаются эмоции: ненависть, ярость и страх.

«Среди самураев бытовала такая поговорка: «После сражения затяни потуже лямки своего шлема», которая означала, что, победив, воин не должен ослаб­лять бдительность. Или как говорят охотники Африки: «Мертвый лев встает и съедает тебя». Такого рода высказывания заставили многих новичков думать о Заншин как об искусственно поддерживаемом состоянии сознания. Ничто не может быть дальше от истины.

Если (и это очень большое «если») техника выполнена безупречно, то Заншин обязательно будет присутствовать. Заншин — такая же неотъемлемая часть совершенной техники, какой является эхо у громкого звука в горах. Чтобы обрести Заншин, вы должны пойти дальше заурядной победы, вы дол­жны победить славно, поскольку Заншин — это больше, чем эхо совершенства, это само совершенство. Совершенство Заншин очевидно. Если вы наблюдаете за сценой, в которой человек одерживает большую победу, то вы обычно видите, как он прыгает от радости. Но если он победил благодаря своему мастерству, а не из-за обычной случайности, его реакция совершенно иная. Он осознает, что только что он сделал нечто внушающее благоговейный ужас, и на мгновение застывает, что­бы насладиться этим ощущением. В этот момент все в нем совершенно — каждая линия его тела представляет собой произведение искусства. Если вам доведется увидеть нечто подобное, то вы запомните это на всю оставшуюся жизнь. Японские кинематографисты обладают потрясающей способностью ловить такие моменты. В типичном вестерне сцена драки будет завершена вздохом изнеможения. В японских же фильмах поединок закончится кадром, снятым так, чтобы зритель испытал чувство максимального эстетического удовлетворения. Это момент славы, и все действие застывает, пока им наслаж­даются. Хотя это и искусственный прием, он иллюстрирует правильные эмоции. Обычно говорят о Заншин как о ментальном состоянии, наступающем пос­ле выполнения безупречной техники, но можно достичь Заншин и до выполне­ния техники. Подобно коту, который заметил потенциальную добычу, вы застываете в состоянии совершенной неподвижности, ощущая каждую клетку своего тела. После достаточной практики вы поймете это ощущение и научи­тесь испытывать его в любое время. Прекрасным примером могут послужить актеры японского театра Но.

Состояние Заншин можно сохранять практически постоянно. Ветераны военных сражений и полицейские очень хорошо это знают. Однако в цивили­зованном обществе это состояние не является обязательным. Оно может быть необходимым для выживания в зоне боевых действий, независимо от того, чем является эта зона: городскими кварталами или джунглями Азии, но оно не подходит для спокойной размеренной жизни современного человека. Нахо­дясь в присутствии человека в состоянии Заншин, обычный человек испытывает сильное беспокойство.

Заншин и способность достигать его имеет для воина двойное значение. Во-первых, поскольку восприятие воина предельно обострено, он становится чрезвычайно опасен и может среагировать с сокрушительной силой на малей­шую провокацию. Во-вторых, Заншин может служить мерилом прогресса уче­ника, поскольку наступает только после совершенного выполнения техники. Без этого нельзя знать наверняка, достигнут ли предельный уровень физичес­кой тренировки.»

(Fredrick J. Lovret)

Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы достичь состояния искусства Заншин и применять его в повседневной жизни. Это является одной из самых важных ценностей в практике каратэ.

В конце каждой техники, комбинации или Ката вы должны быть бдительны и готовы продолжить, если это необходимо.

Но если бдителен только разум, а стойка, осанка и оборона не находятся в хорошей позиции, дающей возможность к мгновенным действиям, тогда ваш Заншин не может быть назван хорошим.

Итак, хороший Заншин включает в себя и разум, и тело — оба они должны быть готовы к действию. Поэтому и говорится, что “конец должен быть таким же, как и начало”. Мы должны обладать этой готовностью всегда, в том числе и во время исполнения ката и кумитэ. В случае исполнения ката, нужно иметь Заншин после каждого отрезка комбинации и особенно в конце ката. Вовремя кумитэ не стоит принимать состояние волнения и возбужденности за состояние бдительности Заншин. Нужно всегда оставаться спокойным и помнить о своем дыхании.