Додзё Кун (道場 訓)

Додзё Кун – это перечень пяти принципов каратэ-до, которые Фунакоси Гичин считал главными и которым должен следовать в жизни каждый каратэка. Впервые Додзё Кун был написан окинавским мастером Сакугава Сунго на основе китайского Додзё Кун, который известен еще со времен Бодхидхарма, буддийского монаха (годы жизни прибл. 440—528 гг. н. э.), основателя учения чань-буддизма.

Во-первых, совершенствовать характер!

Во-первых, быть искренним!

Во-первых, стараться изо всех сил!

Во-первых, уважать других!

Во-первых, воспитывать самообладание!

Додзё Кун обычно произносится в конце каждой тренировки самым старшим учеником, и каждая строка повторяется всей группой.

Во-первых, совершенствовать характер!

一、人格完成に努むること

(Hitotsu, jinkaku kansei ni tsutomuru koto)

Хитоцу, дзинкаку кансэй ни цутомуру кото!

Совершенствуй себя: Стремись сформировать свой характер. Это означает постоянно работать над собой. В каратэ говорят так: «Сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!». Если человек останавливается в своём развитии, его подобно лодке сносит течением назад. Здесь важно отметить, что приоритет отдаётся не силе, техническим и бойцовским навыкам, а совершенствованию характера каратэки, его внутренним качествам, борьба со своими слабостями и развитием лучших добродетелей. Планомерность и постоянство такой работы, как физической, так и моральной очень важна в каратэ.

Во-первых, быть искренним!

一、誠の道を守ること

(Hitotsu, makoto no michi wo mamoru koto)

Хитоцу, макото но мити о мамору кото!

Будь искренен и верен правильному Пути, защищай справедливость. Гораздо легче уверовать в самообман, чем упорно тренироваться многие годы, реализовать свою мечту и стать Мастером боевого искусства. В каратэ существует несколько тысяч вариаций приёмов. Некоторые каратэки гонятся за количеством в ущерб качеству. Однако, если потом они могут трезво взглянуть на себя, то видят, к своему сожалению, что ничего не достигли. И тогда у них теряется интерес к занятиям. Поскольку для каждого технического приёма возможны бесчисленные вариации, всегда подчёркивается важность повторения для начинающих учеников. Когда вы отрабатываете каждую базовую технику снова и снова, вы, в конце концов, овладеваете ею, и тогда уже может применять её в различных вариантах и стилизовать под свое индивидуальное выполнение.

Во-первых, стараться изо всех сил!

一、努力の精神を養うこと

(Hitotsu, doryōku no seishin wo yashinau koto)

Хитоцу, доройоку но сэйтин о ясинау кото!

Старайся изо всех сил: Воспитывай в себе усердие, стремись к совершенству, развивай дух старания и настойчивости. Познать и усовершенствовать себя – истинная цель занятий каратэ. Главная победа – победа над самим собой, над своими недостатками и слабостями. Традиционно боевые искусства никогда не практиковались и не преподавались просто как форма развлечения или отвлечения от более серьёзных аспектов жизни. Необходимо терпение при обучении всем тонкостям искусства. Кажущееся бесконечным и скучным, повторение базовой техники – необходимое условие обучения каратэ. Поверхностное восприятие и лень – главные враги техники. Верно то, что в таких тренировках мало развлечений. Каратэка получает удовольствие от проделанной серьёзной и тяжёлой работы на занятиях. Недостаток настойчивости означает, что прогресса в обучении не будет.

Во-первых, уважать других!

一、礼儀を重んずること

(Hitotsu, reigi wo omonzuru koto)

Хитоцу, рэйги о омондзуру кото!

Уважай правила поведения в обществе, соблюдай этикет. Соблюдать этикет – это не просто быть вежливым на тренировках. Действуя в соответствии с хорошими манерами, мы не ухудшим и без того сложную жизненную ситуацию, и сможем избежать бессмысленного насилия. Однако это не должно рассматриваться как слабость. Каратэ – очень серьёзное искусство и его применение должно быть оправдано только чрезвычайными обстоятельствами. Сделайте уважение к другим, стилем вашей жизни, и многих проблем удастся избежать.

Во-первых, воспитывать самообладание!

一、血気の勇を戒むること

(Hitotsu, kekki no yū wo imashimuru koto)

Хитоцу, кэкки по ю имасимуру кото!

Воспитывай самообладание: Будь сдержанным, избавься от грубого и бесконтрольного поведения. Это может показаться абсолютным парадоксом каратэ, но здесь содержится суть морали боевых искусств. Сила может быть использована, если мотив правильный с точки зрения морали. Выигранный бой – тот, который не состоялся.