ТАЙ САБАКИ

При изучении только очень простых, примитивных техник ухода от атак, занятия боевыми искусствами (особенно без оружия) рано или поздно приведут в тупик. Такие тренировки, основанные только на мышечной силе и рефлексах, не принимают во внимание тот факт, что с годами каратэка стареет и слабеет. В значительной мере это касается тренировок, направленных только на соревнование по каратэ. Несмотря на то, что уже через несколько лет можно добиться самых высоких результатов в соревнованиях, занятия, ставящие своей целью только победу на соревновании, не позволяют каратэку достигнуть высокого технического уровня. Поэтому очень печально видеть экс-чемпиона, не прогрессирующего технически.

Конечно, существуют некоторые техники, которые можно изучить в совершенстве в 2-3 года. С другой стороны, есть техники настолько сложные, что полного овладения ими требуется 10-20 лет занятий. Важно не загубить возможности для будущего совершенствования, заложенные в каждом занимающемся. А это может произойти, если практиковать лишь техники, которые просты и сразу же применимы в бою. Разумеется, не всегда легко и приятно изучать то, что не приносит немедленных результатов. Тем не менее эффект от таких занятий будет весьма ощутим в будущем. Занятия каратэ со взглядом на будущее требуют безграничной веры в сенсея и уважения к школе.

В БУДО не все техники агрессивны. Некоторые можно изучать спокойно, без значительных мышечных усилий – например, тай сабаки. Это техника высокого уровня.

Как и все техники в кихон, прежде всего изучается базовая форма движений, а потом, понемногу, по мере совершенствования, можно отрабатывать варианты и применение в комбинации с элементами других техник.

СОКУШИН

Выполняется из позиции ханми гамае. Это боковое движение слева направо или наоборот. Положение верхней части тела почти меняется.

Движение начинается перемещением бедер в сторону за которым автоматически следует скольжение ведущей ноги соответственно в том же направлении. Задняя нога остается на месте или, если необходимо, перемещается за передней. Голова и корпус слегка наклоняются в сторону движения, чтобы придать ему больше гибкости и помочь уйти с линии атаки.

В якусоку кумитэ при выполнении техники ладонь руки касается и слегка отталкивает локоть атакующей руки противника.

В этой технике позиция и внутреннее состояние защищающегося таковы, что он при желании может отбить руку противника со значительной силой, однако не делает этого, так как это движение ухода, а не блок.

Центр тяжести перемещается только в горизонтальной плоскости.

ХИКИМИ

Все движения техники тай сабаки классифицируются в соответствии с направлением перемещения корпуса и бедер.

Хикими – техника ухода, при которой корпус и в первую очередь бедра отводятся назад. При этом вес тела перемещается на заднюю ногу и принимаете позиция некоаши- дачи.

СОРИМИ

Это движение ухода от атаки на уровне дзёдан выполняется только верхней частью тела.

Корпус отклоняется назад, настолько, чтобы можно было легко вернуться в исходное положение, используя сопротивление нижней части тела.

При выполнении техники важно сохранять баланс, для чего следует оттягивать на себя подбородок, как бы пытаясь прижать его к груди. Вес тела полностью на задней ноге. Бедра остаются на месте.

ЧИНШИН

Термин происходит от японского слова «погружаться, окунаться в воду».

При выполнении этой техники центр тяжести перемещается в вертикальной плоскости. Все тело, и особенно нижняя его часть, должно быть гибким, расслабленным. Корпус как бы проваливается вниз, используя силу гравитации, опускается до уровня, достаточного для ухода от атаки. Это движение можно ускорить, слегка втягивая голову в плечи.

Чаще всего техника выполняется с переходом в позицию шико-дачи. Для этого следует скользящим движением переместить заднюю ногу назад или переднюю ногу вперед. Корпус немного наклонен вперед.

Используйте энергию опускающегося тела для нанесения дзуки при контратаке.

 КАЙШИН

Дословно термин переводится «открыть тело». Возможно, это одна из техник самого высокого уровня в боевых искусствах.

Для того чтобы понять движение, представьте «вертушку» вращающиеся двери. При уходе от атаки противника тело вращается вокруг собственной оси. При этом положение центра тяжести почти не меняется. Из позиции хидари ханми гамае корпус разворачивается налево (против часовой стрелки) и оказывается в позиции ёко сейшан-дачи. В результате правая нога становится ведущей. Движение в противоположную сторону начинается из позиции миги ханми гамае.

Важно, чтобы после поворота грудь была параллельна линии атаки. При выполнении техники бедра разворачиваются на 135°. Вращение бедер начинается внезапным рывком. За бедрами следуют ноги: из позиции хидари ханми гамае сначала перемещается правая нога, потом левая.

При уходе от атаки можно использовать энергию вращательного движения бедер для одновременного проведения контратаки (например, ура-дзуки).

Иногда при отработке кайшин вращательное движение пытаются выполнить небольшим прыжком, перемещающим обе ноги одновременно. Однако для полного использования потенциальной энергии вращательного движения центр тяжести следует не поднимать, а, напротив, немного понизить в начале движения.

Человеческое тело – живой организм, а не автомат. Движения каратэка не должны быть скованными, механическими, как у робота. Такое происходит при постоянном напряжении мускулов во время тренировки. Вообще многие склонны излишне напрягаться в момент атаки противника. Только длительные тренировки помогут правильно, то есть без мышечного напряжения, выполнять движения кайшин.

СЕНШИН

Слово означает «поднырнуть». В бою каратэки применяют эту технику очень редко. Гораздо чаще она используется в боксе – как защита или уход от хука. По сравнению с ударом боксера (рукой в перчатке, в какой-то мере тормозящей движение кулака) скорость удара каратэки слишком велика для выполнения такого ухода.

Однако в бою с человеком, незнакомым с боевыми искусствами, эта техника может быть применена весьма успешно. Особенно эффективна техника сеншин для ухода от удара палкой, тростью и т.п., так как в этом случае легко предусмотреть угрожающую атаку.

Начало движения напоминает технику чиншин. Ноги гибкие, расслабленные, что позволяет легко понизить центр тяжести. Подбородок втянут, голова опущена вниз, теменной частью к противнику. (В этот момент нельзя терять противника из виду, необходимо наблюдать за ним взглядом исподлобья.) Корпус выполняет круговое движение назад и в сторону, как бы «подныривая» под руку атакующего, и проскальзывает вдоль его грудной клетки.

Используйте энергию поднимающегося тела для проведения контратаки.

(рисунки Бояркиной Александры)