Релаксация тела в исполнении Атеми

Слово ATEMI, обычно переводимое как «ударные техники», происходит от сокращения японского глагола «ateru» (для удара) и «mi» (для тела). Фактически, атеми являются ключевым элементом, вокруг которого вращается искусство каратэ-до, муай-тай и западного бокса, но, как и боевые приемы, требуют большой самоотдачи для их совершенствования. Известна история Эгами сэнсэя, ученика Гичин Фунакоси, который спустя годы усомнился в эффективности Дзуки и начал долгий путь личного изучения и экспериментов. Он провёл поединки с десятками каратэков, боксеров, дзюдоистов и людей без какого-либо опыта, и с большой горечью он должен был увидеть, что знаменитый дзуки был одним из самых слабых. Эгами сэнсэй понимал, однако, что неэффективность была не из-за врожденного фактора в технике, а скорее из-за педагогической ошибки и интерпретации. Все каратэки смешивали жесткость с силой и годами закаляли свои тела жестокими тренировками, даже не осознавая, что, как это ни парадоксально, они отбирали силу у своих ударов.

В своей биографии Эгами сенсей рассказывает, как он учился расслабляться и расслаблять те мышцы, над которыми он так усердно трудился, чтобы укрепить их за последние годы, и в то же время заставить себя смягчать свои удары, расслабляя руки после каждого удара. За короткое время его цуки стали невероятно мощными.

Это первый урок, который нужно выучить. Каждый удар должен выполняться путем немедленного расслабления. Ударная сила должна быть доведена до 100%, но, если рука остается в напряжении, из-за принципа действия-реакции, часть энергии вернется и будет вредна не только для эффективности техники, но и для ваших суставов.

Сенсей Хиронори Оцука пишет об этом в своей книге, ссылаясь на древнюю поговорку японской Нагинаты: «Она достигает 30% и удаляется на 70%». Следовательно, ударная сила должна воздействовать как кнут, а не как реальный удар. В ситуации, когда я сражаюсь против нескольких нападающих, отсутствие расслабления может привести к мертвому времени, мускульному застою, который мешает мне изменить направление и продолжить новую атаку. Когда противник только один, обмен живыми ударами не наносит большого урона общей стратегии атаки. Однако в случае нескольких атакующих отсутствие немедленного расслабления после первого удара приводит к невозможности немедленной реакции на второго, третьего атакующего. Один поток движения может свободно атаковать несколько целей, создавая несколько векторов движения: вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали и так далее. Это приводит к способности заставить правую и левую части тела работать, развивая энергии, которые следуют за различными векторами, одновременно или в быстрой последовательности.

Следовательно, в основе энергий лежит способность сокращать и расслаблять мышцы тела, подобно пружине, которая натягивается и отпускается. Jodai (верхняя часть) и Kahanshi (нижняя часть) тела получают немедленную обратную связь от движений тела, и это включает естественную передачу энергии между верхним левым и нижним левым, правым и наоборот.